вівторок, 24 вересня 2013 р.

Пустынные пейзажи Паоло Фрезу


(рецензия на Paolo Fresu Devil Quartet 2013 Desertico)

Devil Quaret неугомонного итальянского трубача и флюгельгорниста Паоло Фрезу (кстати, прикольный сайт!) существует с 2004 года. Столь вызывающее название, видимо, происходит от обратного — у Фрезу уже был коллектив под названием Angel Quartet, а в музыке квартета действительно есть нечто дьявольски изощренное. Скорее всего это — абсолютная непринужденность исполнения, базирующаяся на абсолютной виртуозности, в которой не приходится сомневаться, для чего достаточно прослушать любой трэк.


Пытаться осветить творчестве Паоло Фрезу в одной статье — практически самоубийство. Судите сами: он руководит несколькими бэндами, является директором фестиваля "Time in Jazz", который проходит на родной Сардинии, даёт мастер-классы, преподаёт, пишет статьи, музыку к фильмам, балету и театральным постановкам, а также ведёт радиопередачи. И все это — в возрасте слегка за 50!

Но вернусь к альбому.

Первый трэк — довольно дерзкий шаг начать джазовый альбом с бессмертного хита Роллингов [I Can't Get No] Satisfaction, где Фрезу выстраивает мелодию вертикальными модальными этажерками, а затем эстафету подхватывает гитарист Bebo Ferra, вкрапляя цитаты из другого, на сей раз уже джазового, хита — колтрэйновской пьесы A Love Supreme. И мощная кода всех участников. Отожгли, по другому не скажешь!

Второй трэк La Follia Italianar не менее любопытен. Итальянский вариант средневековой мелодии Folia ( http://en.wikipedia.org/wiki/Folia ) , вдохновлявшей такое количество композиторов и музыкантов всех времен, поданный Фрезу в джазовой интерпретации. Воистину, если классика — это камень, то джаз — это вода. Со всеми вытекающими. Такой вот каламбур...

Шестой трэк — одноименная с альбомом пьеса Desertico является центральной, и начинается с сольной партии контрабаса Dalla Porta, задающего ритм всей композиции, чтобы затем утащить слушателя в барханы зыбучего песка фрезовских прострельных грувов, где затем музыка внезапно закончится, словно кто-то наступил на пластинку. Кто именно? Ищите ответ в следующей композиции.

Седьмой трэк Suite for the Devil, в котором при помощи акустической гитары всеми красками переливается талант Bebo Ferra, конечно же еще раз отсылает к названию коллектива. Но если тут за ширмой и прячется Князь Тьмы, то очень уж он выглядит меланхоличным и незлым, не по канону.

Обволакивающий звук духовых Фрезу настолько незаметно просачивается в душу слушателя, что осознаешь это уже тогда, когда воспроизведение заканчивается. И рука непроизвольно тянется нажать Play снова. И снова. И снова. Воистину, дьявольски увлекательная музыка! Прозрачная, в меру закрученная, но не срывающаяся в умничанье авангардизма или сумасшествие фри-джаза.


Критики любят сравнивать грандиозную подачу Паоло Фрезу с Майлзом Дэвисом. Да, несомненно похож. Но, не в большей мере, чем любой другой трубач-виртуоз. За свою музыкальную карьеру Фрезу выпустил такое количество альбомов (230, по другим данным — около 150) и принял участие в стольких записях в качестве сессионного музыканта, что говорить о каком-то подражании уже попросту нелепо.

Магнетические текстуры пустынных пейзажей Паоло Фрезу создаются не в одиночку, а с командой итальянских джазовых мастеровых высшего разряда — гитаристом Bebo Ferra, контрабасистом Paolino Dalla Porta и барабанщиком Stefano Bagnoli, которые к тому же все являются близкими друзьями Паоло Фрезу. Теперь представляете себе уровень сыгранности музыкантов коллектива? Сольные партии музыкантов плавно перетекают от инструмента к инструменту и все это настолько органично и целостно, что остается просто поражаться (3, 11, 12).

Альбом вышел немного эклектичным - один стандарт (5), авторство всех остальных пьес, кроме, естественно, роллингстоуновской Satisfaction (1), полностью принадлежат музыкантам. И это идет записи только на пользу, музыканты словно говорят всем: - А мы и сами могём не хуже! Творческий человек счастлив, когда он ваяет, ибо в эти мгновения он похож на Бога-Создателя как никогда более.

Проходных трэков попросту нет, альбом очень ровный и при этом насыщенный музыкальными событиями, хватило бы оперативной памяти в голове, чтобы отслеживать все это переливающееся великолепие. Качество записи — преотличнейшее, можно сказать, аудиофильское. Так что владельцам дорогих трактов обязательно стоит попробовать прикупить фирменный диск.


Запись также существует в виде хай-реза 24-88.1, который можно легко купить на сайте Linn Records.

 
Звукозаписывающие лэйблы: Tŭk Music и Bonsaї Music.

Дата релиза: январь 2013

Запись: студия ArteSuono (Cavalicco, Undine, Italy), звукозаписывающий инженер Stefano Amerio, с 12 по 14 января 2012

Микширование: там же, с 10 по 11 июня 2012

Мастеринг: там же, июнь 2012

Продюсирование: Paolo Fresu и Pierre Darmon

Исполнительные продюсеры: Paolo Fresu и Devil Quartet

Фотографы: Jean-Batist Millot – фото на странице 6 буклета,
Roberto Cifarelli – фото на страницах 4 и 5 буклета

Графический дизайн и оформление: Benno Simma

Иллюстрация на обложке: Karin Kellner (из Women And Their Natural Elegance)

Продолжительность: 62 минуты

Музыканты:
Paolo Fresu - trumpet, flugelhorn, multi effects
Bebo Ferra - electric and acoustic guitars
Paolino Dalla Porta - contrabass
Stefano Bagnoli - drums

Заслуживающие внимания трэки: 1, 2, 6, 7.

Одним словом: виртуозность.

Оценка: 5 (из пяти).

Список композиций:
01. [I Can't Get No] Satisfaction (Mick Jagger – Keith Richard)
02. La Follia Italianar (Paolino Dalla Porta)
03. Ambre (Paolo Fresu)
04. All Items (Paolo Fresu)
05. Blame It On My Youth (Oscar Levant – Edward Heyman)
06. Desertico (Bebo Ferra)
07. Suite for the Devil (Paolino Dalla Porta)
08. Poetto's Sky (Bebo Ferra)
09. Voci Oltre (Stefano Bagnoli)
10. Young Forever (Stefano Bagnoli)
  1. Medley A: Ninna Nanna Per Andre (Paolo Fresu)
  2. Medley B: Inno Alla Vita (Paolo Fresu)


Немає коментарів:

Дописати коментар