(рецензия на Paolo Fresu
Devil Quartet 2013 Desertico)
Devil Quaret неугомонного
итальянского трубача и флюгельгорниста
Паоло
Фрезу (кстати,
прикольный сайт!) существует с 2004 года.
Столь
вызывающее название, видимо, происходит
от обратного — у Фрезу уже был коллектив
под названием Angel Quartet,
а в музыке квартета действительно есть
нечто дьявольски изощренное. Скорее
всего это — абсолютная непринужденность
исполнения, базирующаяся на абсолютной
виртуозности, в которой не приходится
сомневаться, для чего достаточно
прослушать любой трэк.
Пытаться осветить творчестве
Паоло Фрезу в одной статье — практически
самоубийство. Судите сами: он руководит
несколькими бэндами, является директором
фестиваля "Time in Jazz", который проходит
на родной Сардинии, даёт мастер-классы,
преподаёт, пишет статьи, музыку к фильмам,
балету и театральным постановкам, а
также ведёт радиопередачи. И все это —
в возрасте слегка за 50!
Но вернусь к альбому.
Первый трэк — довольно
дерзкий шаг начать джазовый альбом с
бессмертного хита Роллингов
[I Can't Get No] Satisfaction, где
Фрезу выстраивает мелодию вертикальными
модальными этажерками, а затем эстафету
подхватывает гитарист Bebo
Ferra, вкрапляя цитаты из
другого, на сей раз уже джазового, хита
— колтрэйновской пьесы A
Love Supreme. И мощная
кода всех участников.
Отожгли, по другому не скажешь!
Второй трэк La
Follia Italianar не менее
любопытен. Итальянский вариант
средневековой мелодии
Folia ( http://en.wikipedia.org/wiki/Folia
) , вдохновлявшей такое
количество композиторов и музыкантов
всех времен, поданный Фрезу в джазовой
интерпретации. Воистину, если классика
— это камень, то джаз — это вода. Со
всеми вытекающими. Такой вот каламбур...
Шестой трэк — одноименная
с альбомом пьеса Desertico
является центральной, и
начинается с сольной партии контрабаса
Dalla Porta, задающего
ритм всей
композиции,
чтобы затем утащить слушателя в барханы
зыбучего песка фрезовских прострельных
грувов, где затем музыка внезапно
закончится, словно кто-то наступил на
пластинку. Кто именно? Ищите ответ в
следующей композиции.
Седьмой трэк Suite
for the Devil,
в котором при помощи
акустической гитары всеми красками
переливается талант Bebo
Ferra, конечно же еще раз
отсылает к названию коллектива. Но если
тут за ширмой и прячется Князь Тьмы, то
очень уж он выглядит меланхоличным и
незлым, не по канону.
Обволакивающий звук духовых
Фрезу настолько незаметно просачивается
в душу слушателя, что осознаешь это уже
тогда, когда воспроизведение заканчивается.
И рука непроизвольно тянется нажать
Play снова.
И снова. И снова. Воистину, дьявольски
увлекательная музыка! Прозрачная, в
меру закрученная, но не срывающаяся в
умничанье авангардизма или сумасшествие
фри-джаза.
Критики любят сравнивать
грандиозную подачу Паоло Фрезу с Майлзом
Дэвисом. Да, несомненно похож. Но, не в
большей мере, чем любой другой
трубач-виртуоз. За свою музыкальную
карьеру Фрезу выпустил такое количество
альбомов (230, по другим данным — около
150) и принял участие в стольких записях
в качестве сессионного музыканта, что
говорить о каком-то подражании уже
попросту нелепо.
Магнетические текстуры
пустынных пейзажей Паоло Фрезу создаются
не в одиночку, а с командой итальянских
джазовых мастеровых высшего разряда —
гитаристом Bebo Ferra,
контрабасистом Paolino
Dalla Porta и барабанщиком
Stefano Bagnoli, которые
к тому же все являются близкими друзьями
Паоло Фрезу. Теперь представляете себе
уровень сыгранности музыкантов
коллектива? Сольные партии музыкантов
плавно перетекают от инструмента к
инструменту и все это настолько органично
и целостно, что остается просто поражаться
(3, 11, 12).
Альбом вышел немного
эклектичным - один стандарт (5), авторство
всех остальных пьес, кроме, естественно,
роллингстоуновской Satisfaction
(1), полностью принадлежат
музыкантам. И это идет записи только на
пользу, музыканты словно говорят всем:
- А мы и сами могём
не хуже! Творческий человек счастлив,
когда он ваяет, ибо в эти мгновения он
похож на Бога-Создателя как никогда
более.
Проходных трэков попросту нет,
альбом очень ровный и при этом насыщенный
музыкальными событиями, хватило бы
оперативной памяти в голове, чтобы
отслеживать все это переливающееся
великолепие. Качество записи —
преотличнейшее, можно сказать,
аудиофильское. Так что владельцам
дорогих трактов обязательно стоит
попробовать прикупить фирменный диск.
Запись также существует в
виде хай-реза 24-88.1, который можно легко
купить на сайте Linn Records.
Звукозаписывающие лэйблы:
Tŭk
Music и
Bonsaї
Music.
Дата релиза:
январь 2013
Запись:
студия ArteSuono (Cavalicco, Undine,
Italy),
звукозаписывающий инженер Stefano
Amerio, с 12 по 14 января 2012
Микширование:
там же, с 10 по 11 июня 2012
Мастеринг:
там же, июнь 2012
Продюсирование:
Paolo
Fresu и
Pierre Darmon
Исполнительные продюсеры:
Paolo
Fresu и
Devil
Quartet
Фотографы:
Jean-Batist Millot – фото на
странице 6 буклета,
Roberto Cifarelli –
фото на страницах 4 и 5
буклета
Графический дизайн и
оформление: Benno
Simma
Иллюстрация на обложке:
Karin Kellner (из
Women And Their Natural Elegance)
Продолжительность:
62 минуты
Музыканты:
Paolo Fresu - trumpet, flugelhorn, multi effects
Bebo Ferra - electric and acoustic guitars
Paolino Dalla Porta - contrabass
Stefano Bagnoli - drums
Заслуживающие внимания
трэки: 1, 2, 6, 7.
Одним словом:
виртуозность.
Оценка:
5 (из пяти).
Список композиций:
01. [I Can't Get No] Satisfaction (Mick
Jagger – Keith Richard)
02. La Follia Italianar (Paolino
Dalla Porta)
03. Ambre (Paolo
Fresu)
04. All Items (Paolo
Fresu)
05. Blame It On My Youth (Oscar
Levant – Edward Heyman)
06. Desertico (Bebo
Ferra)
07. Suite for the Devil (Paolino
Dalla Porta)
08. Poetto's Sky (Bebo
Ferra)
09. Voci Oltre (Stefano
Bagnoli)
10. Young Forever (Stefano
Bagnoli)
- Medley A: Ninna Nanna Per Andre (Paolo
Fresu)
- Medley B: Inno Alla Vita (Paolo
Fresu)
Немає коментарів:
Дописати коментар