(рецензия на Joonas
Haavisto Trio 2013 Micro To Macro)
Новая комета финского джаза
Joonas
Haavisto в
составе своего трио выпустил второй
альбом под названием ”Micro
To Macro”, что можно перевести
как «От малого к большому».
Йонас Хаависто начал получать
музыкальное образование в 7 лет в
консерватории своего родного города
Kokkola, играя
на контрабасе и также участвуя в хоре
мальчиков, а в 16 лет уселся за фортепиано.
После окончания средней школы и службы
в армии он поступил в 2002 году в хельсинкскую
Академию имени Сибелиуса и начал играть
в различных составах. Осенью 2004 года
Йонас дебютирует с финским топовым
биг-бэндом UMO Jazz Orchestra и в этом же году
он принимает участие в проекте гитариста
Jukka Tolonen под названием Cool Train band, с которым
гастролирует по Скандинавии и Эстонии.
Несмотря на свой юный возраст Йонас
Хаависто играет вместе с такими
прекрасными джазовыми музыкантами, как
Jerry Bergonzi, Ron Mclure, Bill Watrous, Bertil Strandberg, John
Fedchock, Jukka Perko и Jukkis Uotila.
Параллельно Йонас принимает
участие в мастер-классах таких музыкантов
как Randy Brecker, Dave Kikoski, Joey Calderazzo и Chris Potter.
В 2005 году Йонас получил стипендию от
Академии Сибелиуса и поступил в
университет Майями (Frost School of Music), где
обучался композиции у Рона Миллера и
игре на фортепиано у Дуга Бикеля. Йонас
также выступал солистом в составе
финских камерных оркестров - Ostrobothnian
Chamber Orchestra в 2007 и Chamber Orchestra of Lapland в 2008.
В 2011 в Академии Сибелиуса он
получает степень Мастера Музыки. В этом
же году трио Йонаса Хаависто принимало
участие в нескольких джазовых фестивалях
и играло в джазовых клубах Англии и
Франции.
Кроме двух альбомов в составе
собственного трио, Йонас Хаависто также
принимал участие в следующих записях:
- Susanna Wahl, 2012
- Martti Vesala Quintet, YLE radio recordings 2011
- Eric Lindström Awardees, Eric´s Tunes 2011
- Mikko Pellinen Mini Big Band, Personal 2010
- UMO, YLE radio recordings 2004
- Cool Train, Tolonen plays Coltrane 2004
- Helmia, YLE radio recordings 2004
Не такой уж маленький послужной
список.
Дизайн обложки Micro
To Macro минималистичен,
можно сказать, скуп и отражает темы
микро, макро, пространства и гравитации.
Тему
пространства продолжают названия
композиций альбома, пять из которых так
или иначе связаны с космосом.
Весь материал альбома, а это -
шесть пьес длиною почти в 36 минут,
принадлежит авторству Йонаса Хаависто,
что вдвойне интересно. Кто еще, кроме
автора, мастерски владеющего инструментом,
может лучше исполнить его сочинения?
Вопрос риторический.
Спокойное начало альбома
(1-ая композиция Light From
Behind the Sun) служит
своеобразной разминкой, ибо уже на
отметке 1:05 начинаешь понимать, что это
— не просто проходная работа неизвестного
коллектива. Сразу обращаешь внимание
на филигранную технику Йонаса, которая
напоминает самого Киса Джаррэта. Какие
вкусные трели! Если проводить некие
кулинарные аналогии, то звуки фортепиано
Йонаса — словно специи, которыми
шеф-повар щедро приправляет основное
блюдо.
2-ая композиция Sothis
(один из вариантов названия
Сириуса) развивает достигнутый первой
композицией успех, эскапады нот безудержно
льются из под пальцев пианиста, словно
река в весеннее половодье, грозя поглотить
слушателя, развесившего уши в ожидании
музыкального откровения.
3-ая композиция — монументальная
Circling Planets
создает образ планет
Солнечной системы, медленно и торжественно
вращающихся вокруг нашей звезды посреди
вечной Великой Пустоты.
4-ая композиция Is
There Anybody – с
легким восточным уклоном и напомнила
мне пьесы и манеру игры Хораса Сильвера.
Не самая плохая параллель, согласитесь!
Мастерски владея рубато (а чем Хаависто
владеет не
мастерски?!), Йонас сотоварищи изящно
обозначает рамки безумства красок
в
единственной пьесе, названием не
вписавшейся в космическую тему альбома.
Задумчиво-лирическое начало
5-ой композиции Color
Confinement настраивает
на умиротворяющий лад, позволяя любоваться
неспешными переборами черно-белых
клавиш, а параллельное, в унисон с
фортепиано,
барражирование контрабаса удачно
оттеняет
главную
тему.
Тревожно-маршеообразное
кодирование внезапно перерастает в
ажурную вязь легкомысленной босса-новы
в
последней композиции Partying
Quarks
(можно
перевести как «Веселящиеся Кварки»),
где бесконечные смены музыкальных тем
и ритмов окончательно сбивают с толку
добросовестного слушателя. Под занавес
снова появляется уже знакомая
латино-американская
тема, чтобы замереть нежной прощальной
трелью. Замечательное окончание альбома!
В принципе, весь релиз — один
большой, непрерывный хит. Композиторский
талант Йонаса налицо: органичные,
цепляющие композиции скорострельными
узорами фортепиано Хаависто легко
проложат путь к розовой и нежной
сердцевине слушателя. Группа поддержки
в лице контрабасиста и барабанщика не
отстают от своего командира, внося
заключительные мазки в богатое полотно
альбома.
Осталось
послушать дебютный альбом Blue
Waters (октябрь
2009), чтобы сложить полное мнение.
Подозреваю, что на нем все композиции
также написаны Йонасом. Альбом был
переиздан в Японии в 2010 году, что само
по себе уже показатель, плюс он собрал
восторженные отзывы в финской прессе
и в японском журнале Swing Journal.
Несмотря на молодость, тонкая,
филигранная игра Йонаса Хаависто, его
лаконичная, отточенная фразировка
выдают в нем настоящего виртуоза, Мастера
своего дела. Уверен, что впереди у него
блестящее будущее, и он подарит еще
много сладких аудиофильских минут
участкам мозга, вырабатывающим
морфиноподобные вещества.
Мои настоятельные рекомендации.
Оценка:
5 (из пяти).
Звукозаписывающий лэйбл:
Fredriksson
Music
Дата релиза:
6 февраля 2013
Имеется также японское
издание — на Blue
Gleam, у него
другая обложка (светло-синих тонов),
который был выпущен 17 декабря 2012 года.
Состав:
Joonas Haavisto - piano
Antti Lotjonen - bass
Joonas Riippa — drums
Немає коментарів:
Дописати коментар